Руководитель компании «Промобит» Максим Копосов рассказал о проблеме имитации импортозамещения в российской ИТ-сфере.
Сегодня немало говорят об имитации импортозамещения в России. В ИТ-сфере импортеры увидели, что для разработчиков и производителей электроники созданы государством новые льготы, а поскольку эти импортеры более крупные и более опытные с точки зрения бизнеса и лоббистских возможностей, то они пытаются распространить меры поддержки на свои товары.
Объясню на примере с ноутбуками. Допустим у компании есть условно 100 млн рублей. Что можно сделать? Можно договориться с китайским производителем ноутбуков или серверов, купить их партию без маркировки в разборе. Потом купить там же в Китае линию поверхностного монтажа еще миллионов за 50, привлечь пару технологов, которые напишут соответствующую документацию, технологические карты, которые потом компания будет показывать в Торгово-промышленной палате. Китайцы, если у них покупать сразу несколько тысяч ноутбуков или серверов, еще и конструкторскую документацию на них продадут. Им ее не жалко, потому что конструкторская документация без технологической не имеет особой ценности. И вот получается, что у компании есть партия ноутбуков или серверов, которые ввезли в страну в разборе.
Кстати, они в разборе могут быть по бумагам, а реально могут быть даже собраны, плюс еще упаковка. В итоге собрали воедино, привезли, и у компании есть все бумаги, чтобы заявить, что это российское. Осталось пройти в реестр и «выпускать» «российские серверы», «российские ноутбуки». При подаче документов в реестр, происходит обязательная выездная экспертная оценка торгово-промышленной палаты, где представители палаты спрашивают: «Вы, правда, здесь производите?». А компания отвечает: «Да, правда, вот на линии сейчас 10 штук, можем при вас произвести, остальные — здесь и здесь». Производит такой «имитатор импортозамещения» реально хоть что-то или нет, неизвестно. Не поставят же Минпромторг России или ТПП камеру в его «цехе», чтобы наблюдать, что же там происходит.
Сейчас появляются какие-то инициативы, чтобы отслеживать процессы, вводятся всевозможные маркировки. Тоже вопрос: кого эти маркировки спасут и кому создадут головную боль? Думаю, что некоторые «имитаторы» могут маркировать свою «продукцию» еще до ввоза в Россию.
Большие надежды сегодня связаны с государственной поддержкой, с ростом и развитием своего бизнеса. Именно поэтому есть и другой тип бизнеса — реальные российские компании, у которых есть свое опытно-конструкторское бюро. Они занимаются разработкой с нуля, они взращивают инженеров.